Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла
МОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»
за 2009-2010 учебный год
Основными задачами, над которыми работало ШМО учителей естественнонаучного цикла в 2009-2010 учебном году были:
- Оптимизация учебного процесса с целью повышения эффективности работы с учащимися повышенной учебной мотивацией;
- Совершенствование структуры урока через внедрение деятельностных здоровьесберегающих и ИК технологий.
Для решения этих задач учителя-предметники использовали в своей работе различные методы и средства, позволяющие повысить мотивацию учащихся к учебе, раскрыть их творческий потенциал, повысить интерес к естественнонаучным дисциплинам. На уроках использовались элементы личностно-ориентированных технологий, применялись творческие задания.
На заседаниях ШМО учителя обмениваются опытом. Были заслушаны доклады: «Деятельностные технологии» (Залесских О.С.), «Организация зачета по большому блоку пройденного материала» (Эрли В.И.), «Дифференцированное домашнее задание на уроках физики» (Заворотько О.И.), «Использование разноуровневой зачетной системы в 11 классе с целью повышения эффективности обучения» (Залесских О.С.).
Итоги 2009-2010 учебного года.
Класс
|
Химия
|
Биология
|
Физика
|
География
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
100
|
59,3
|
61,93
|
100
|
88,9
|
80,89
|
100
|
63
|
65,63
|
100
|
92,6
|
83,26
|
9Б
|
100
|
51,9
|
58,52
|
100
|
77,8
|
67,11
|
100
|
48,1
|
54,81
|
100
|
77,8
|
67,11
|
11
|
100
|
68
|
63,68
|
100
|
88
|
77,92
|
100
|
80
|
65,6
|
100
|
96
|
80,16
|
В конце учебного года была проведена итоговая аттестация учащихся 11 класса по предметам естественнонаучного цикла в форме ЕГЭ.
-
|
Успеваемость %
|
Результат (баллы)
|
Махмуров К.
|
-
|
-
|
Павлюткина М.
|
-
|
-
|
Чистяков А.
|
-
|
-
|
Средний балл
|
-
|
-
|
Экзамен сдавали 3 человека (12%).
Махмуров К. выполнил из блока А-73%; Б-30%; С-22%.
Павлюткина М. А-90%, Б-30%, С-50%.
Чистяков А. А-87%, Б-35%, С-45%.
Были допущены ошибки при решении задач по системам уравнений и свойствах концентрированных кислот – азотной и серной.
-
|
Успеваемость %
|
Результат (баллы)
|
Павлюткина М.
|
-
|
-
|
Экзамен сдавала Павлюткина Марина (4%). А-80%, Б-20%, С-33%.
Причина небольшого количества баллов связана с ошибками в задачах на определение наследственных свойств.
-
|
Успеваемость %
|
Результат (баллы)
|
Кузьмин А.
|
100
|
43
|
Петров В.
|
100
|
49
|
Чистяков А.
|
100
|
50
|
Средний балл
|
100
|
47
|
Экзамен сдавали 3 человека (12%).
Кузьмин А. А-32%, Б-27%, С-5%.
Петров В. А-56%, Б-23%, С-56%,
Чистяков А. А-60%, Б-25%, С-0% .
Отсутствие положительных результатов в блоке С у Чистякова А. связано с отсутствием навыков оформления задач.
Учащиеся показали не очень высокие результаты, это связано с невнимательностью при разборе заданий, так же имел место психологический фактор.
В 9-х классах проводилась итоговая аттестация по химии в виде устного экзамена. Так как класс предпрофильный естественнонаучного направления, то на педагогическом совете было принято решение о сдаче экзамена по химии всеми учащимися 9-х классов (исключение было сделано для Адарченко М.).
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
11
|
6
|
8
|
100
|
68
|
71
|
9Б
|
7
|
7
|
12
|
100
|
54
|
61
|
Итого:
|
18
|
13
|
20
|
100
|
61
|
66
|
Типичные ошибки: при решении задач – ошибки в расчетах по уравнениям. Неумение применять химические формулы. Ученики, продемонстрировавшие высокий уровень знаний: Лазарева Любовь, Полякова Екатерина (9А), Иванчикова Александра, Лукашевич Дарья (9Б).
Ученики, показавшие низкий уровень: Васильев Егор, Шарков Кирилл, Борисов Андрей (9А); Забелин Александр, Чернов Александр, Грязнов Михаил, Еремушкина Владислава, Барабанцева Анастасия, Шлапак Дмитрий (9Б).
В 9 проводилась итоговая аттестация по ОБЖ в виде устного экзамена по билетам.
Результаты экзамена:
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
0
|
2
|
1
|
100
|
67
|
55
|
9Б
|
0
|
2
|
2
|
100
|
50
|
50
|
Итого:
|
0
|
4
|
3
|
100
|
57
|
52
|
Экзамен сдавали 7 учащихся (13%). Типичные ошибки, выявленные в ходе экзамена были в действиях при различных ситуациях. Подготовка к экзамену велась учителем на уроках, так же предлагалось использование специальной литературы («Готовимся к экзамену по ОБЖ»).
В 9 проводилась итоговая аттестация по биологии в виде устного экзамена по билетам.
Результаты экзамена:
Класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
1
|
0
|
0
|
100
|
100
|
100
|
9Б
|
2
|
0
|
3
|
100
|
40
|
62
|
Итого:
|
3
|
0
|
3
|
100
|
70
|
81
|
Экзамен сдавали 6 учащихся (11,5%). Ошибки были допущены в описании строения систем органов, недостаточное понимание процесса эволюции. Иванчикова Александра (9Б) и Бегеева Екатерина (9А) продемонстрировали высокий уровень знаний.
Низкий уровень знаний: Ерёмушкина Владислава и Барабанцева Анастасия (9Б).
У этих учащихся в течение учебного года по данному предмету оценки были выше полученных на экзамене. Причина расхождения оценок заключается в необъективности учителя при выставлении оценок в течение учебного года. Данные учащиеся определились с выбором предмета «биология» для сдачи итоговой аттестации в конце учебного года; на дополнительные занятия по подготовке к экзамену не приходили, самостоятельно не готовились. Результат - низкий уровень знаний на экзамене.
В 2009 – 2010 учебном году с целью выявления и воспитания одаренных детей были подготовлены и проведены школьные олимпиады по физике, химии, биологии, географии. Результаты олимпиад недостаточно высокие. Связано это со слабой подготовкой учащихся. Учащиеся школы приняли участие в районных олимпиадах по биологии, географии, химии, ОБЖ, физике. Результат – 3 место в районной олимпиаде по ОБЖ (Гордеева Ксения 9А, учитель Гончарик Г.Б.).
В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания систематичной подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам.
В этом учебном году учащиеся с повышенной учебной мотивацией принимали участие в районных конкурсах:
Фото - конкурс «Ленинский район глазами школьников» (2 человека).
Экологический слёт юных экологов Ленинского муниципального района (Синица А. 5А, Максимова М. 7А, Безушко О. 8А, Изварина В. 9Б, Щербиненко Е. 11). Была проведена предварительная подготовка участников команды по разным темам, подготовлена презентация.
Учащиеся 5- 6-х классов (20 человек /19%) приняли участие в конкурсе «Человек и природа». У учащихся была возможность показать свои знания в области естественных наук (природоведение, география, биология, естествознание).
В феврале 2010 года была проведена Неделя естественных наук. В рамках этой недели был проведен урок «Физики на службе Отечеству» (учитель Заворотько О.И.). Целью этого урока было: познакомить учащихся с вкладом советских физиков, конструкторов в повышение обороноспособности страны. Учащимся было рассказано о необходимость овладения знаниями в области физики для дальнейшей работы на благо Родины. Учащимся 11 класса был предложен обобщающий тест по географии «Столицы Западной Европы» (учитель географии Залесских О.С.).
В 5-х классах проведена викторина по природоведению «Что? Где? Когда?». Игровые моменты понравились учащимся.
Для учащихся 6-8 классов был проведен устный «Естественнонаучный журнал», на котором рассматривались вопросы по воздействию окружающей среды на организм человека. Активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия приняли учащиеся 9-х классов (20 человек /37%) (учитель химии Эрли В.И.). Так же были подготовлены тематические газеты по химии, физике и географии.
При подготовке учащимися проектов, презентаций, сообщений выявлена проблема неумения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, неумение отобрать и донести интересный материал до других.
В этом учебном году учителя-предметники естественнонаучного цикла на уроках и во внеурочной деятельности внедряли деятельностные и ИК технологии. Сами учителя и их учащиеся готовили презентации, работали с Интернетом. При этом школьники приобретают как навыки работы с компьютерными технологиями, так и навыки работы в группе. Учащимися было выполнено 40 проектных работ по физике, химии и биологии, которые рассматривались на уроках. Из числа учащихся 8-9, 11 классов, только 50% приняли участие в данной работе. Это связано с большой нагрузкой выпускников школы.
В четвертой четверти 2009-2010 учебного года учащимися 11 класса (70%) с учителем химии Эрли В.И. был проведен ряд уроков по защите проектов по темам: «Химия и производство», «Химия и сельское хозяйство», «Защита окружающей среды: воды, воздуха, земельных угодий», «Химия в жизни человека». Учащимися были подготовлены презентации и устные доклады.
Но недостаточно была организована работа в этом направлении по географии и биологии (учитель Залесских О.С.) из-за большой загруженности учителя.
На уроках химии и физики в этом учебном году был выполнен весь объем лабораторных и практических работ. Учитель Эрли В.И. на уроках химии в 9-х классах со 2 четверти этого учебного года внедряла зачетную систему, что позволило повысить успеваемость (за год 100%) и активность учащихся на уроке.
Создание банка информационных материалов для уроков естественного цикла находится на начальном этапе и осуществляется в основном за счет презентаций.
Проблема – отсутствие взаимопосещения уроков учителями (чаще это связано с совпадением уроков по основному расписанию).
В течение года учителя-предметники повышали свою квалификацию путем посещения семинаров и курсов повышения квалификации. Сидорова И.В., зам. дир. по УВР, «Управление инновационной деятельностью, создание и сопровождение тематических инновационных сетей общеобразовательных учреждений»
Заворотько О.И., учитель физики, проходит двухгодичный курс переподготовки по теме «Теория и методика преподавания физики в общеобразовательной школе».
Для повышения учебной мотивации, реализации профильного обучения в 2009-2010 учебном году были организованы элективные курсы по химии для учащихся 11 классов. Элективные курсы позволяют решать задачи повышенной сложности, выработать более устойчивые навыки решения и умения анализировать условие задач.
- «Решение задач повышенной сложности по органической и неорганической химии»11класс (Эрли В.И.) (60%).
В результате анализа работы ШМО учителей естественнонаучного цикла сформулированы задачи на 2010-2011 учебный год:
- Активизация деятельности учителей по активизации и сопровождению детей с повышенной учебной мотивацией.
- Внедрение деятельностных, здоровьесберегающих и ИК технологий с целью развития деятельностных навыков учащихся.
- Эффективное использование методических материалов из копилки ШМО естественного цикла.
|