Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла
МБОУ Видновской СОШ № 2
за 2013-2014 учебный год
Основными задачами, над которыми работало ШМО учителей естественнонаучного цикла в 2013-2014 учебном году были:
- Совершенствование навыков исследования и творчества у учащихся разного уровня учебной мотивации.
- Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы.
- Формирование позитивного образа школы, через создание комфортных условий обучения и воспитания.
В течение года было проведено пять заседаний ШМО, на которых учителя делились теоретическими знаниями, методическими находками, опытом работы. Знакомились с новинками педагогической литературы по физике, химии, биологии и географии, изучали нормативные документы, документы которые требовались для подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла, разрабатывались и согласовывались рабочие программы по предметам.
Итоги 2012-2013 учебного года.
Класс
|
Химия
|
Биология
|
Физика
|
География
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
У%
|
К%
|
О%
|
9А
|
100
|
58,3
|
61,3
|
100
|
70,8
|
67,8
|
100
|
62,5
|
62,5
|
100
|
66,7
|
66,7
|
9Б
|
100
|
46,2
|
53,1
|
100
|
66,7
|
62,7
|
100
|
55,6
|
55,6
|
100
|
50
|
54,2
|
11
|
100
|
76,5
|
59,5
|
100
|
100
|
89,4
|
100
|
88,2
|
71,3
|
100
|
100
|
87,3
|
Сред.
|
100
|
60,3
|
58
|
100
|
79,2
|
73,3
|
100
|
68,8
|
63,1
|
100
|
72,3
|
69,4
|
В конце учебного года была проведена итоговая аттестация учащихся 11 класса по предметам естественнонаучного цикла в форме ЕГЭ.
Ф.И.
|
Результат (баллы)
|
Алекберова Н.
|
68
|
Максимова М.
|
29
|
Маджидов Г.
|
49
|
Маджидова Г.
|
63
|
Итого
|
52
|
Экзамен сдавали человека (23,5%).
Средний бал – 52.
Маджидов Г. успешно справился с большинством заданий базового уровня сложности по блокам «Химический элемент», «Вещество» и показал владение умениями, необходимыми для выполнения заданий подобного уровня.
Алекберова Н. и Маджидова Г., показали хорошие результаты по большинству заданий базового уровня сложности и значительному числу заданий повышенного уровня сложности по всем содержательным блокам курса химии. Они успешно овладели многими умениями, необходимыми для выполнения этих заданий. Максимова М. не смогла преодолеть минимальный порог.
Причины:
- подготовку к ЕГЭ Максимова М. начала в 10 классе, а эту работу необходимо начинать делать с 8 класса, еще в начале изучения курса химии, для того, чтобы выяснить пробелы в изучении теоретического материала и настроить учащихся на серьезную подготовку к выпускным экзаменам;
- зубрежка материала при подготовке к экзамену (рассчитано только на память), нет глубины понимания предмета.
-
|
Результат (баллы)
|
Алекберова Н.
|
67
|
Максимова М.
|
37
|
Средний балл
|
52
|
Экзамен сдавали 2 человека (11,8%).
Минимальное количество баллов (36) набрали все.
Средний бал – 52.
Неплохо справилась с работой и набрала 67 баллов Алекберова Н., но были допущены ошибки а части А и В (невнимание), в части С полностью выполнено только задание С1. Максимова М. набрала на 1 балл больше минимума, что говорит о плохом владении материалом и недостаточной подготовке к ЕГЭ. Данные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся не серьезно подошли к вопросу подготовки к ЕГЭ. В течение учебного года было большое количество пропусков, домашние задания выполняли редко. Выпускники не оставались во внеурочное время для того, чтобы разобрать наиболее сложные задания.
-
|
Результат (баллы)
|
Гесейнзаде Ф.
|
40
|
Кузнецов А.
|
36
|
Средний балл
|
38
|
ЕГЭ по физике сдавали 2 человека (11,8%).
Минимальное количество баллов (36) набрали все.
Средний балл – 38.
Лучший результат – 40 баллов (Гусейнзаде Ф.), не высокий, но для поступления в ВУЗ достаточно преодолеть порог.
С заданиями высокого уровня никто из участников экзамена не справился.
Необходимо заметить, что большая часть заданий выполнена согласно ожидаемым показателям.
Причины низких результатов:
- низкая мотивация учащихся к учебной деятельности, в связи с тем, что многие технические ВУЗы принимают на обучение с минимальными баллами;
- пропуски занятий (Кузнецов А. – посещал курсы при ВУЗе), не регулярное выполнение домашнего задания
Типичные ошибки. Недостатки подготовки выпускников школы по физике можно свести к несформированность надпредметных компетенций – умения свертывать информацию в графической форме, планировать действия (исследование), критически воспринимать информацию
В 2013 – 2014 учебном году с целью совершенствования навыков исследования и творчества у учащихся разного уровня учебной мотивации были подготовлены и проведены школьные олимпиады по физике, химии, биологии, географии. Результаты олимпиад недостаточно высокие. В каждом классе не много учащихся с повышенной учебной мотивацией, что приводит к загруженности детей в разных направлениях.
Учащиеся школы приняли участие в районных олимпиадах по биологии, географии, химии, ОБЖ, физике.
Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады:
Предмет
|
Участник
|
Класс
|
Учитель
|
Результат
|
Биология
|
Мезенцева Д.
|
7А
|
Калинина А.М.
|
победитель
|
Биология
|
Новикова А.
|
9А
|
Калинина А.М.
|
призер
|
Химия
|
Бочарова А.
|
8А
|
Самохина Т.А.
|
призер
|
Химия
|
Огнева Д.
|
10
|
Самохина Т.А.
|
призер
|
ОБЖ
|
Попов А.
|
7А
|
Сидорова И.В.
|
призер
|
ОБЖ
|
Разбиралова П.
|
8Б
|
Сидорова И.В.
|
призер
|
ОБЖ
|
Надоров Н.
|
10
|
Гончарик Г.Б.
|
призер
|
ОБЖ
|
Пономарева А.
|
11
|
Гончарик Г.Б.
|
призер
|
К сожалению уже несколько лет нет результатов на районных олимпиадах географии, физики, несмотря на активную работу, которую проводят учителя по подготовке учащихся к олимпиадам. Учителям необходимо продолжить работу по повышению качества подготовки детей к районным олимпиадам.
С целью повышения интереса к предметам естественнонаучного цикла, развития познавательной активности и творческих способностей учащихся учителя вели активную внеклассную работу.
5 сентября 2013 года команда учащихся нашей школы (Бочарова А. Миронов В. 8 А класс, Пономарева А., Петина А., 11 класс) приняла участие в IV районном слете юных экологов, который проходил на базе Володарской средней школы (диплом участника). Основной целью муниципального слета юных экологов является поддержка инициативы обучающихся по освоению навыков исследовательской и природоохранной деятельности, способствующих решению проблем экологического образования, нравственного воспитания и профессионального самоопределения детей и подростков
В октябре 2013 года в Молоковской средней школе проходил III районный Турнир физиков. Турнир физиков - это лично-командное состязание школьников 7 – 9 классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях - физических боях. Целью турнира является развитие интереса школьников к предмету, активизация внеурочной работы в образовательном пространстве по физике, связанном с синтезом, анализом имеющихся и созданием новых цифровых образовательных ресурсов. Команда учащихся 9Б класса (Сабуров Д. и Черняев М.) стала призером III районного Турнира физиков.
18 апреля 2014 года учащиеся 5 – 10 классов (36%) приняли участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа». Этот конкурс ориентирован на детей, интересующихся окружающим миром, и позволяет учителям расширить внеклассную работу по предметам естественнонаучного цикла. Главная его направленность – человек и окружающий мир, взаимосвязь человека и природы, человека с окружающей действительностью.
16 апреля 2014 года прошла Открытая астрономическая конференция Ленинского муниципального района «III Астрономические чтения», в которой приняла участия ученица 10 класса нашей школы Маджидова Зарина (диплом участника) с проектной работой "Космическое пространство». Целью конференции является: духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством привлечения их к изучению науки, формирующей правильное представление о строении, происхождении и развитии Вселенной.
В апреле 2014 года была проведена Неделя естественных наук «Необычное в естественном». На уроках ребята познакомились с такими работами: «Почему материки и части света так называются», «Мир глазами физики», «Плесень. Способы борьбы с плесенью», «Молочнокислые бактерии», «Необычные опыты по химии». Ребята узнали почему Европу назвали Европой, откуда пузырьки в кипящей воде. Почему кошка приземляется на четыре лапы и многое другое. Так же были подготовлены тематические газеты по химии, физике.
6 мая 2014 года проходила IV районная научно-практическая конференция школьников «Научное общество учащихся – первый шаг в науку». Целью научно-практической конференции является: повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, развитие творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений; реализация идеи непрерывного образования одаренной молодежи. Дипломом победителя конференции награждена ученица 9А класса Першикова Светлана за работу «Загадки и волшебство простой воды».
В течение этого учебного года учащимися и педагогами велась работа над общешкольным проектом. В мае 2014 года в школе проходила IХ научно-практическая конференция школьников по защите общешкольного проекта. На этой конференции естественнонаучный цикл представляли работы:
- «Загадки и волшебство простой воды» Першикова С. 9А класс,
- «Экология атмосферы, литосферы» Синица А. 9А класс,
- «Изучение конкурентных отношений и их влияние на борьбу за существование между различными видами плесневых грибов в зависимости от состава питательных сред» Кузнецова А. и Кузнецова М. 10 класс,
- «Анализ кисломолочных продуктов на содержание различных штампов бифидо – и лактобактерий» Кахриманов М. 10 класс,
- «Бактериологический мониторинг воздушного пространства МБОУ Видновской СОШ № 2» Маджидова З. 10 класс.
Проблема: не был проведен запланированный школьный конкурс «Умники и умницы», причина - неверное распределение времени из-за насыщенного графика в конце учебного года.
В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания систематичной подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Усилить проектно-исследовательскую деятельность, экспериментальную составляющую часть при подготовке общешкольных проектов. Предстоит обратить внимание на практическую направленность уроков, на более серьёзную работу с сильными и слабыми учащимися.
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы. Совершенствование профессиональных качеств педагогов происходит и через самообразование. Каждый учитель работает над определённой методической проблемой по личному образовательному плану, изучает нормативные документы и методическую литературу. Можно отметить более серьёзный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей в рамках методической темы школы. Возрос уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность. В течение года обмен педагогическим опытом осуществлялся в рамках методического объединения:
- «Организация исследовательской деятельности учащихся на лабораторных занятиях по биологии с целью формирования ключевых компетенций» (Калинина А.М.),
- «Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий при изучении географии» (Кислякова Е.Г.),
- «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в современной школе» (Заворотько О.И.),
- «Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагога в условиях современной школы» (Сидорова И.В.)
Участие в профессиональных конкурсах – важное условие положительной мотивации учителя на профессиональное становление и самосовершенствование.
В 2013 – 2014 учебном году учитель физики школы Заворотько О.И. стала победителем районного конкурса «Педагог - наставник», а так же приняла участие в районном смотре учебных кабинетов физики «Кабинет физики – творческая научно-методическая лаборатория учителя» и стала победителем в номинации «За обеспечение максимально благоприятных для работы в лаборатории эстетических условий «Эстетика формы».
В течение года учителя-предметники повышали свою квалификацию путем посещения семинаров и курсов повышения квалификации.
Заворотько О.И., учитель физики, «Иллюстративные возможности компьютера в работе учителя-предметника».
Кислякова Е.Г., учитель географии, «Учебное сотрудничество как условие и средство реализации ФГОС в основной общеобразовательной школе», «Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в преподавании географии», «Оценивание в условиях введения требований нового федерального государственного образовательного стандарта».
В течение учебного года учителя-предметники провели большую работу по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 и 11 классах. Были разобраны ДЕМО - версии, тренировочные работы, проведены пробные ЕГЭ в 11 классах. Подготовка проводилась на уроках и элективных занятиях. Элективные курсы позволяют решать задачи повышенной сложности, выработать более устойчивые навыки решения и умения анализировать условие задач.
- «Решение задач повышенной сложности по химии» 10 класс (Самохина Т.А.) (85%)
- «Решение задач повышенной сложности по химии» 11 класс (Самохина Т.А.) (35%)
С ноября 2013 года, по заявлениям родителей, был организован дополнительный образовательный платный курс «Отдельные вопросы биологии» и «Решение задач по химии» для учащихся 9 классов с целью подготовки к ГИА.
Всеми учителями соблюдается строгое выполнение государственных программ, своевременно, в целом, аккуратно и правильно ведется школьная документация, систематично ведется работа с дневниками и тетрадями учащихся.
На уроках химии и физики в этом учебном году был выполнен весь объем лабораторных и практических работ.
Проблема: отсутствие взаимопосещения уроков учителями (чаще это связано с совпадением уроков по основному расписанию).
В рамках задачи формирование позитивного образа школы, через создание комфортных условий обучения и воспитания формирование представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих на уроках и во внеурочной деятельности на уроках естественного цикла использовались технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Различные психолого-педагогические технологии (игровые, личностно-ориентированные, проектная деятельность и др.).
30 апреля 2014 года прошел День защиты детей (среди 5 -10 классов). Проводились конкурсы, интегрирующие знания по предметам естественного цикла.
Была проведена работа по подготовке команды учащихся к районным соревнованиям «Санпостов».
В результате анализа работы ШМО учителей естественнонаучного цикла сформулированы задачи на 2014-2015 учебный год:
- Совершенствование навыков исследования и творчества у учащихся разного уровня учебной мотивации.
- Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы.
- Формирование позитивного образа школы, через создание комфортных условий обучения и воспитания.
|