«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в работе научного общества учащихся».
Заворотько Ольга Ивановна,
учитель физики МБОУ «Видновская СОШ № 2»
17.11.2015 год
Аннотация. Работа учащихся в научном школьном обществе способствует формированию и развитию способности обучающихся самостоятельно ставить цели, искать пути их решения, оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации, анализировать самостоятельно полученные сведения, формулировать собственное мнение, делать выводы. В методической разработке отражены итоги работы НОУ за несколько последних лет.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим я считаю, что работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать уже в младшей школе.
Научное общество учеников «Искатели» работает в нашей школе с 2010 года. Уровень владения школьниками информационно-коммуникационными технологиями делает возможным организовать проектную деятельность, используя данные навыки учащихся, уже с 7-го класса.
В работе школьного научного общества принимают активное участие ученики 7-11 классов. Они активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях.
Инновационная и экспериментальная работа НОУ «ИСКАТЕЛИ» осуществляется по таким приоритетным направлениям:
- организация научно–исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- формирование ключевых образовательных компетентностей.
Цели по реализации качественной работы в обозначенных направлениях достигаются в ходе решения широкого спектра задач:
- обучение методике и технологиям постановки и самостоятельного поиска решения проблем научно – исследовательского характера;
- ознакомление с методами планирования и организации научно-исследовательской и проектной деятельности;
- обучение навыкам работы в творческих группах (коллективах);
формирование представлений об основных этапах научно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие навыков применения теоретического и эмпирического методов исследования, способностей к анализу, сравнению и обобщению результатов научно–исследовательской и проектной деятельности;
- апробация и внедрение результатов научных исследований и проектов в практическую деятельность;
- публикация научно–исследовательских и проектных работ учащихся, а также опыта работы школьного научного общества.
Содержание и формы работы.
- Организация и проведение научно-исследовательских и проектных работ учащихся.
- Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
- Осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикация проектных и исследовательских работ учащихся, опыта управления и организации проектной и исследовательской деятельности).
- Участие в Интернет - олимпиадах, творческих конкурсах и конференциях различного уровня.
- Организация обучающих семинаров и консультаций для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
- Проведение ежегодной школьной научной конференции.
Используя метод проектов в работе школьного научного общества, решаю следующие задачи:
- Активизация познавательной деятельности;
- Организация самостоятельной деятельности учащихся;
- Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;
- Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;
- Формирование навыков работы в команде;
- Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного;
- Расширение кругозора учащихся при подборе материалов.
Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
В начале каждого учебного года проводится установочное заседание, на котором выбирается актив, составляется план работы на текущий год.
На первом этапе подготовки проектов идёт подбор и сортировка материала. Ребята работают с энциклопедиями, со статьями из Интернет. В группах происходит процесс самоорганизации, определяются роли каждого участника: кто-то отбирает материал, кто-то создаёт презентацию, кто- то готовит устное выступление.
На втором этапе, когда начинается обработка информации и создание презентаций на первый план выходит сотрудничество среди всех участников. Работая в микрогруппах, ребята помогают друг другу, естественным образом происходит процесс взаимообучения. Особенно важным является возникающее в процессе работы сотрудничество между учителем и учениками, когда учитель воспринимается не как оценщик результата работы, а как участник общего дела. Поэтому все участники проекта ощущают себя единой командой. Во время доработки презентаций нельзя было не заметить, как изменилось отношение к некоторым не очень успешным в математике ребятам, как более уверенными стали они сами, если их роль в группе была значимой.
Из года в год работать над проектами становиться легче, так как уровень владения компьютерными технологиями возрастает, в группах быстрее распределяются обязанности.
К традиционным и наиболее удачным формам работы НОУ можно отнести:
- проведение предметных недель;
- подготовка и проведение Школьной научно-практической конференции;
- организация выставок исследовательских, творческих, прикладных работ учащихся;
- участие в районной научно-практической конференции Ленинского муниципального района Московской области «Научное общество учащихся – первый шаг в науку».
Подводя итоги, я могу сказать, что работа над проектами требует большого затрата времени, приходиться многому учиться, но результат того стоит.
|