Вторник, 16.04.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя физики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


ШМО естественно-научного цикла

Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » «ПРЕДМЕТНЫЙ КАБИНЕТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
17:45
«ПРЕДМЕТНЫЙ КАБИНЕТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

                  

 Доклад на педсовете   «Предметный кабинет в условиях современной школы».      

                     3 ноября 2010 г.

       Процесс обучения в условиях современной школы в основном характеризуется своей направленностью на создание и развитие самодостаточной и творческой индивидуальности, способной приспособиться к непрерывно меняющемуся миру и найти в нем свое место.

        Именно в школе закладываются и развиваются задатки общественной и социальной активности человека в будущем.

·        Во-первых, это происходит потому, что период физиологических, психологических и возрастных изменений совпадает по времени с обучением в школе. Именно в этот период происходит взросление, определяется шкала ценностей, формируются способы взаимодействия и информационного обмена с окружающим миром.

·        Вторая причина в том, что школа - это микросоциум, в который попадает человек в возрасте 6-7 лет. Именно здесь он проявляет себя как член микрообщества на протяжении 10-ти лет. Проявляются черты лидера, исполнителя, социальная инертность или агрессивность. Этот опыт особенно важен для становления развивающейся личности, так как ломать сформированные в детстве поведенческие стереотипы, крайне сложно.

       Школа выполняет не только обучающую функцию, но и формирует члена социума, дает образец коммуникативного взаимодействия с окружающим миром, то есть создает коммуникационную модель учащихся.

       Что же влияет на формирование коммуникационной модели в условиях современной школы?
- Многообразие источников поступающей информации.
- Вариативность способов получения информации.
- Необходимость выработки навыка принимать и перерабатывать информацию.

      Научить ребенка работать с информацией и свободно ориентироваться в ней - вот одна из основных задач деятельности любого учителя, (в независимости от предметной направленности) и процесса обучения в целом. Несомненно, что деятельность учителя, т.е. преподавание, в большой степени формирует навык учащегося работать с информацией. Но какое же значение имеют материальные средства процесса обучения  для развития этого навыка.

       Качество и количество усваиваемой учеником информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам и от выполнения ряда эргономических требований, предъявляемых к нему.

         Таким образом, встает проблема эргономичности школьных  помещений - предъявляемая информация должна размещаться в кабинете с учетом знания закономерности деятельности учеников во время процесса.

(по-гречески ergon — работа и nomos — закон)

 Наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и многое другое. Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства (по отношению к работе или занятию)
Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования — системы «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда».

         Создание оптимального школьного кабинета, оснащенного ПК, новейшими техническими средствами обучения, другим современным оборудованием, где рационально размещены стенды и плакаты, в соответствии с их важностью и частотой использования - одна из задач педагогической эргономики будущего.

         В ходе экспериментальной работы в школе по изучению реального состояния учебных кабинетов  было установлено, что для того чтобы формировать умение учащихся работать с информацией кабинеты должны обладать следующими свойствами:
1. Предметная направленность.
2. Функциональность.
3. Эстетика в оформлении.
4. Соблюдение зрительного комфорта.
5. Удобство размещения и хранения материальных средств обучения.
6. Отсутствие информационной перегрузки (лаконизм).

          Путем отработки результатов анкет учителей, учеников и их родителей получено, что интересы всех сходятся на том, что кабинеты должны быть оснащены наглядными пособиями, таблицами. Учащиеся интуитивно понимают, что им легче воспринимать и изучать материал на уроке, если учитель при объяснении использует ТСО. Разнообразие стендов и плакатов, а также их регулярная смена тоже играют большую роль.

        Новая, "свежая" информация поддерживает познавательный интерес у школьников, который, как показали многочисленные исследования, стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. То есть процессы приема, и обработки информации существенно облегчаются.

          В случае, когда стенды и плакаты не меняются долгое время, они начинают раздражать и создавать отвлекающий эффект. Особую роль в формировании коммуникативной модели играет получение навыков работы с компьютером, так как в современном мире компъютер является не только источником получения информации, но средством общения.  Компьютерная грамотность дает возможность современному человеку свободно ориентироваться во все возрастающем потоке информации. Можно привести множество примеров того, как информационно-предметная среда кабинета развивает умение учащихся работать с информацией. В кабинетах английского языка часто на стенды вывешиваются различные грамматические схемы. При изучении языка большой объем информации (словарь, грамматика) подлежит запоминанию. Использование подобных плакатов способствует усвоению материала. К тому же осваиваются способы и методы изучения иностранного языка в дальнейшем.

        Таким образом, экспериментальная работа подтверждает, что информационно-предметная среда учебных кабинетов постепенно приобретает все более важное значение в формировании коммуникативной модели ученика и требует тщательного изучения и развития.

Категория: Доклады | Просмотров: 2392 | Добавил: Olga | Теги: «Предметный кабинет в условиях совр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
ПОГОДА

Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Обратная связь

Copyright MyCorp © 2024


Яндекс.Метрика