Вторник, 18.02.2020, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя физики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


ШМО естественно-научного цикла

Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » "Роль и место самостоятельных работ по изучению физики"
21:41
"Роль и место самостоятельных работ по изучению физики"

Доклад на ШМО учителей естественного цикла       

  «Роль и место самостоятельных работ

по изучению физики»

2 ноября 2010 года

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, не­обходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятель­ность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоя­тельно овладевать знаниями. Вторая задача заключается в том, что­бы научить школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую ра­боту, которую они выполняют без непосредственного участия учи­теля, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполне­ния предложенных учителем заданий, с анализом результатов ра­боты.

В учебном процессе по физике возможны следующие виды са­мостоятельной работы учащихся:

·         работа с учебной и справочной литературой;

·         разнообразные формы работы, связанные с решением задач;

·         лабораторно-практические работы;

·         фронтальный эксперимент с элементами исследования;

·         работа с раздаточным материалом;

·         ра­бота с кинематическими схемами;

·         рецензирование ответов своих то­варищей на уроках, а также докладов на конференции;

·         наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них;

·         выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением эк­скурсий в природу и на производство.

По основной дидактической цели названные виды самостоятельной работы можно подразделить на три группы:

1.      работы по приобретению новых знаний,

2.      работы по приобретению умений и навыков, 

3.      работы по применению знаний, умений и навыков.

  Указанные группы работ тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же средства могут быть исполь­зованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью лабораторно-практических работ достигается приобрете­ние умений и навыков, приобретение некоторых новых знаний, а также применение ранее полученных знаний.

Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для школьников.

Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и познавательных способностей учащихся, нужно пред­лагать такие задания, выполнение которых не допускало бы дейст­вий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет достигнут нужный результат.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Воспитать у школьников любовь и уважение к книге как ис­точнику научных и технических знаний, научить их самостоятельно работать с ней — одна из важнейших задач преподавания физики и других учебных предметов в школе. Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания.

За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:

— выделить главное в тексте (существенные признаки изучае­мых явлений, сущность законов и др.);

— самостоятельно разбираться в математических выводах формул;

— пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

— составлять план (конспект) прочитанного;

— излагать прочитанное своими словами, логично, последова­тельно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников;

— пользоваться оглавлением, предметным и именным указате­лями;

— работать с каталогом, составлять библиографию по инте­ресующему вопросу.

Если текст учебника включает объяснение сущности явления или описание устройства и принципа действия приборов и механиз­мов, проверку следует осуществлять методом индивидуального опро­са, который может быть дополнен фронтальным опросом, дающим возможность внести дополнения и уточнения в знания, полученные учащимися самостоятельно.

Во время опроса целесообразно вызывать учеников к демонстра­ционному столу, чтобы при ответе они имели возможность исполь­зовать наглядные пособия, воспроизвести опыты, описанные в учеб­нике, выполнить на доске необходимые чертежи, зарисовки и записи.

В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов.

Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с кни­гой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся вскрыть имеющиеся у них недостатки в работе с лите­ратурой и показывает наиболее рациональные ее приемы.

Домашняя самостоятельная работа учащихся.

Домашняя самостоятельная работа учащихся по физике — один из необходимых элементов учебного процесса. При правильной ор­ганизации она способствует закреплению и углублению знаний, по­лученных на уроке.

Необходимость домашней самостоятельной работы диктуется и рядом других факторов. Усвоение сущности физических явлений, по­нятий и теорий, процесс выработки умений и навыков у разных учащихся происходит неодинаково. Одни быстро усваивают изучае­мый материал, другим требуется больше времени на его осмысли­вание и запоминание. Дома школьники имеют возможность работать каждый в своем темпе.

При организации домашней работы учащихся нужно иметь в ви­ду следующее:

1. Домашние задания по физике нельзя сводить только к за­учиванию параграфов учебника и решению задач. Нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает ин­терес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.

2. Не следует домашние задания давать в самом конце урока, и тем более после звонка, без объяснения приемов их выполнения. В результате ученики могут тратить много времени на выполнение задания и иногда безрезультатно. Это порождает у них неверие в свои силы, снижает интерес к предмету.

3. При определении содержания и объема домашней работы нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.

Во всех случаях необходим должный контроль за выполнением домашних заданий.

Работа с учебной и дополнительной литературой может иметь целью:

·         повторение пройденного на уроке материала;

·         изучение нового материала, который в доступной форме из­ложен в учебнике и к сознательному усвоению которого учащиеся хо­рошо подготовлены (вопросы истории науки и техники, практическое применение изученного явления или закона, например, применение рычагов в технике и быту);

·         расширение и углубление знаний, полученных на уроке;

·         подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятель­ности ученых и изобретателей, о новейших достижениях в области физики, о применении изучаемых явлений в технике и быту;

·         написание сочинений и рефератов по физике.

Наряду с изучением литературы домашние задания по физике могут включать решение задач, наблюдения и опыты, изготовление несложных приборов, подготовку докладов и сообще­ний, измерения, сбор коллекционного материала.

Иногда полезно давать домашние задания в двух-трех вариан­тах на выбор учащихся, особенно если это задание творческого характера. Задания, связанные с проведением наблюдений, конст­руированием приборов, подготовкой сообщений, дают, как правило, на длительный срок.

Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует сис­тематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика.

Способным школьникам систематически необходимо предлагать более сложные задания: решение задач, включающих элементы ис­следования; выполнение более сложных опытов и наблюдений; соз­дание схем электрических цепей и автоматически действующих ус­тановок; чтение дополнительной литературы. Это содействует даль­нейшему развитию их способностей, воспитанию стремления глубже разобраться в изучаемом материале и предупреждению появления у них самоуверенности, поверхностного отношения к изучению предмета.

Особый, индивидуальный подход необходим к учащимся, по ка­ким-либо причинам, отставшим от класса или интерес которых к предмету еще не удалось пробудить на уроках. Для увлечения та­ких школьников предметом (физикой) учитель может привлекать их к подготовке опытов для уроков, поручить прочесть статью и рас­сказать о прочитанном на следующем уроке, дать задание решить одну и ту же задачу несколькими способами и оценить, какой из найденных способов самый простой.

Пример проведения самостоятельных работ.

Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научится самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны пополнятся, что на уроке важно не только и не столько «переедать» их, сколько сформировать у ученика умение и потребность учится, черпать сведения из разнообразной литературы, и в первую очередь из учебника. В связи с этим следует особо выделить пробле­му повышения эффективности урока, так как именно на нем решаются главные задачи обучения и воспитания.

Первое, что предстоит сделать, чтобы поднять резуль­тативность урока, это увеличить удельный вес самостоятель­ной учебной работы учащихся. Ведь не секрет: школьникам на уроке слишком часто отводится роль пассивных слуша­телей, учителя тратят излишне много времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы; в ито­ге учащимся не остается времени для самостоятельной про­работки учебного материала на уроке, их работа с учебни­ком переносится на дом. Нередко ученики впервые знако­мятся с текстом параграфа при выполнении домашнего за­дания, что приводит к большим затратам времени и пере­грузке.

Второе важное условие повышения эффективности препо­давания — расширение тематического диапазона каждого заня­тия. Не всегда оправдано дробление учебной темы и изуче­ние ее по частям на отдельных уроках. Ошибка в том, что мы хотим получить от своей работы сиюминутный результат: дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующий день уже проводим опрос, проверяя, как усвоено новое. А уче­ники ничего еще не успели усвоить: для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого, кото­рой еще не было. Именно поэтому опыт показал, что оп­равдывает себя планирование и проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенных единой логикой и об­щими учебно-воспитательными целями. Убежден, что темы нуж­но давать крупными блоками, объединяющими несколько воп­росов, рассчитанными на 5—7 ч. Первоначальное ознакомле­ние происходит сразу же на первом уроке. На всех последую­щих тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся мно­гократно возвращаются к изучаемому материалу, однако каж­дый раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позво­ляет, во-первых, воспринять единую изучаемую картину явле­ний, во-вторых, как следует понять, усвоить и закрепить вхо­дящие в нее вопросы; в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с разных точек зре­ния.

Покажем более подробно, как выглядит один из вариан­тов такой системы преподавания.

1.На первом занятии по теме объясняется ее со­держание в целом. Урок проводится в форме лекции. Осо­бое внимание уделяется разъяснению основного, главного.

2. Вслед за лекцией (второй этап) проводится серия семинарских занятий, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся само­стоятельно, пользуясь учебником, изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа диф­ференцирована с помощью заранее подготовленных карточек-заданий уровней А и Б.

3. Лабораторный практикум (третий этап). Это — уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на кото­рых ученики учатся собирать установки по схемам, пользо­ваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчет и делать выводы. Здесь выполняются лабо­раторные работы, а также просматриваются учебные диафиль­мы, кинофрагменты.

4. Решение задач по теме — четвертый этап. Его цель — углубление и развитие знаний.

5. Предпоследний (пятый) этап изучения темы — за­чет, на котором проверяется усвоение всеми учебного ма­териала. Каждый ученик получает зачетную оценку.

6. Завершающий урок (шестой этап) — урок интерес­ных сообщений: рассматриваются практические применения изученного и вопросы профориентации.

     Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программно­го материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение ма­териала учителем с самостоятельной работой учащихся по приоб­ретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастер­ства, которым должен овладеть каждый учитель.

Категория: Доклады | Просмотров: 880 | Добавил: Olga | Теги: Роль и место самостоятельных работ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
ПОГОДА

Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Обратная связь

Copyright MyCorp © 2020


Яндекс.Метрика