Вторник, 18.02.2020, 20:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя физики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


ШМО естественно-научного цикла

Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Выступление на круглом столе: «Организация работы научного общества учащихся в школе».
20:55
Выступление на круглом столе: «Организация работы научного общества учащихся в школе».

Выступление на круглом столе: «Организация работы научного общества учащихся в школе».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ:

Научное общество учащихся в общеобразовательной школе: из опыта работы.

Видновская средняя школа №2 – общеобразовательная школа.  С 5 по 11 классы школа работает по естественнонаучному профилю.   Базисный учебный план предусматривает расширенное количество учебных часов на изучение химии, математики, биологии.  С 5 класса вводятся специализированные предметы (естествознание 5-6 класс), позволяющие сформировать у учеников основной школы представления о сфере вопросов естественных наук.     

В 2009 году в школе было создано научное общества учащихся «Эрудит». Основными направлениями    деятельности школьного научного общества являются.

  • Индивидуальная деятельность учащихся (подготовка докладов, сообщений, изготовление наглядных пособий, исследовательских работ).
  • Групповая   (проектная деятельность  учащихся).
  • Массовая деятельность: школьные предметные недели, общешкольные конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны и конкурсы.

Несмотря на то, что научное общество в школе сформировано недавно, нами накоплен опыт организации различные видов познавательной деятельности учащихся, и в первую очередь, опыт проектной деятельности.

                  Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Школа стремится использовать все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Учитывая специфику нашей школы при организации проектной деятельности мы выделяем две группы учеников. Первая группа учащихся, чьи познавательные интересы и пристрастия еще не определились или носят разбросанный характер, навыки и умения необходимые для этого вида учебной деятельности еще несформированы. Вторая группа – это учащиеся 9-11 классов, у них определился круг интересов, науки, которые они хотят изучать дополнительно, сформированы умения и навыки, которые необходимы для организации исследовательской деятельности. Ученики первой группы готовы к овладению  новой формой работы – проектной деятельностью, ученики второй группы способны на более высокий уровень проектной деятельности – исследовательский. 

Самым важным и, на первых порах, самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности (это учащиеся 5–6-х классов), хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме, вполне, может проводиться в форме защиты проекта. Наш опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5–8-м классах, к 9-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разному роду влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

         Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами, — примерно 20%  учащихся 8–9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы.
                                         Типы проектов реализуемых в нашей школе.

  1. По количеству   участников: личностные, парные, групповые.

Личностные и парные используются в 9 – 11 классах в учебной деятельности.

  1. По продолжительности:  краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
    • Проекты краткосрочные и средней продолжительности используют в основной и старшей школы как один из методов обучения учащихся. Широко этот методов применяется на уроках МХК, истории, информатики, химии, биологии, физики, литературы, окружающий мира (история – культура России различных периодов,   английский язык: «Хобби», «Праздники». Создание комплексных информационных объектов в виде учебной публикации (отчет, доклад, реферат) по информатике.
    • Долгосрочные проекты,  как правило это работы объединенные общей темой – общешкольные проекты: 2006 г. – «Химия и космос», «Уильям Шекспир»; 2007 г. – «Вода в жизни человека»;  2008 г. – «Все о книге»;  2009 – «Здоровый образ жизни»; 2010 г.  – «Профессии Ленинского района».  
  2. По типу деятельности:
    • творческий - мероприятия начальной школы («День Земли» – 2010г. (2Б); «Березка символ России» - 2009г. (3А);  «История ДЮО «Россинка» - 2010-2011 уч.г. , 9АБ классы и т.д.)
    • исследовательский:

 - краеведческие работы: «Герои Ленинского района», «Георгий Корнееевич Нагорный», «Трудовая династия»;

- исследовательские работы: «Водные ресурсы мира», «Роль воды в жизни человека» (2Б), «Животные нашего живого уголка» (2Б), «Здоровое питание» (4А); «Проблемы активного и пассивного курения в детском и подростковом возрасте» (10 кл.)

  • ролево-игровой,
  • практико-ориентированный,
  • информационный: устные газеты «Оружие победы», «Города-герои Великой Отечественной войны», «Вспоминая Чернобыль», «Культура России 19 века», «Страницы этимологического журнала» и т.д.
  • По количеству предметов:
    • монопроекты в рамках предметных недель: литературные гостиные «Творчество И.С.Тургенева», «Две дуэли»,
    • межпредметный проект в рамках предметной недели предметов естественнонаучного цикла: «Утро космической эры», «Химические элементы», «Об элементах и веществах», «Вода живительная сила» и т.д.  

К результатам работы школьного научного общества учащихся следует отнести:

ü Внедрение метода проектной деятельности в практику преподавания различных учебных предметов начальной, основной и старшей школы.

ü Охват проектной деятельность более 60% учеников школы.

ü Разработку и защиту  общешкольных проектов: «Химия и космос», «Вода в жизни человека», «Все о книге», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Профессии Ленинского района».

ü Участие членов НОУ «Искатели» в познавательных мероприятиях различного уровня:   районный конкурс «Наш край» - «Сталинградская битва», «Битва за Москву», «Моя семья в истории Ленинского района», «Михаил Полухин»; районный конкурс иностранных языков «Мы будущее России»; международный конкурс «Математика и проектирование» - работы учащихся «История математики по плану Колмогорова», «Шифры», районный конкурс работ по информатике «Влияние компьютера на психическое здоровье человека» и т.д.

ü Участие членов НОУ «Искатели» в школьном, районном, областном турах всероссийских предметных олимпиад.

В ходе организации проектной деятельности перед нами возникли следующие  проблемы:

  1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
  2.  Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
  3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
  4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
  5. Возрастает нагрузка на учителя.

    Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

    1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
    2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
    3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
    4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию соратника.
    5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

С обобщением опыта  работы с учениками с повышенной мотивацией по профильным предметам выступит руководитель школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла Заворотько Ольга Ивановна.
 

Организация работы с учащимися с повышенной мотивацией в рамках предметов естественнонаучного цикла.

Развитие личности происходит лишь в процессе деятельности и обучения. Развитие личности ребенка успешнее протекает при сочетании всех основных видов социальной деятельности – игровой, познавательной, учебной, общения.

Для поддержания интереса учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла учителя нашей школы проводят внеклассную работу, направленную на развитие творческих, исследовательских способностей учащихся. Так стало традицией в нашей школе проведение общешкольных экологических конференций, межпредметных проектов и предметных недель.

В 2005-2006 учебном году в нашей школе был подготовлен и проведен межпредметный проект «Химия и космос». Ученики  9 -11 классов  рассказали о взаимосвязе химии и космоса, о перспективах исследования космоса, системе жизнеобеспечения космонавтов во время полетов.

При подготовке к предметным общешкольным праздникам, как правило, участвуют учащиеся всей школы. Ученики 7, 9, 10 классов под руководством учителя химии Эрли В.И. подготовили внеклассное мероприятие «Главные химические элементы» для учащихся 5-6 классов. Это создаёт творческую атмосферу, позволяющую раскрыться каждому ребёнку.

В 2007 году учащиеся школы совместно с учителями подготовили межпредметный проект «Вода в жизни человека». Тема проекта была выбрана самими учениками, так как вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов. Именно обсуждению этих вопросов были посвящены презентации  учащихся 11 классов: Основные параметры воды, Круговорот воды в природе, Взаимодействие человека и воды в природе, Разрушающая и созидающая сила воды, Живая вода, память воды, Охрана водных ресурсов. Учащиеся подготовили таблицы, плакаты, схемы, рисунки. В результате реализации проекта прослеживались межпредметные связи между химией, физикой, литературой, географией, историей и обществознанием, математикой, владение информационно-коммуникационными технологиями. В рамках подготовки проекта был проведён конкурс о мифическом подводном мире, поиск информации о мифических существах, живущих в воде, подготовлены материалы в виде компьютерной презентации.

В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. Именно этому был посвящен общешкольный проект 2007-2008 учебного года «Все о книге». «Производство бумаги», «Печатание книг», «Россия самая читающая страна мира!?» эти и другие материалы были представлены на проекте.

 В 2009 году была проведена общешкольная конференция по защите проекта «Здоровый образ жизни» над созданием, которого ученики и педагоги работали в 2008-2009 учебном году. Были рассмотрены такие вопросы как «Проблемы активного и пассивного курения в детском и подростковом возрасте», «Влияние излучения сотовых телефонов на организм человека». Целью данного проекта было показать наглядно как необходим здоровый образ жизни.

   Стало традицией в нашей школе проведение  недели естественных наук.  В 2010 году учащимися 9 классов был  подготовлен  исследовательский проект «Физики на службе Отечеству» посвященный 65 годовщине победы в Великой отечественной войне.  Цели и задачи проектом:

  • Познакомить учащихся с вкладом советских физиков, конструкторов в повышение обороноспособности страны.
  • Показать учащимся необходимость овладения знаниями в области физики для дальнейшей работы на благо Родины.
  • Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.

В этом 2011 году темой предметной недели была «Вода – живительная влага», посвященная Всемирному дню водных ресурсов.

7А класс провёл социологический опрос, статистическую обработку собранного материала и подготовил компьютерную презентацию. В результате проведенной работы ребята ответили на вопрос: какая вода вкуснее?

         12 апреля 2011 года в нашей школе проходил единый урок, посвященный  50-летию полета   Юрия  Алексеевича  Гагарина.  Учащимися 8-9 классов  проведена исследовательская работа по данной тематике, которая была представлена на этом уроке. Цели и задачи:

  • расширение кругозора;
  • знакомство с первооткрывателями космической эры, являющимися примером трудолюбия, упорства в достижения цели;
  • рассмотрение основных этапов развития космонавтики;
  • совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;
  • развитие пространственного мышления.

  Ребята узнали много нового и интересного о подготовке и проведении этого легендарного полета.

При подготовке к новому учебному году педагогический коллектив школы проанализирует накопленный опыт работы по данному направлению и учтет полученные учебные результаты.

С материалами учащихся и разработками  мероприятий можно ознакомиться на сайте нашей школы в разделах «Школьная жизнь» и «Методическая копилка».

Категория: Доклады | Просмотров: 2007 | Добавил: Olga | Теги: «Организация работы научного общест | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
ПОГОДА

Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Обратная связь

Copyright MyCorp © 2020


Яндекс.Метрика