«Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Обучаюсь делая, делаю обучаясь.
Добрый день. Давайте знакомиться.
Я, Заворотько Ольга Ивановна – имею высшее образование, в 1998 году окончила Московский технический университет связи и информатики, по специальности «Многоканальные телекоммуникационные системы», присвоена квалификация инженер. В 2011 году окончила курсы переподготовки в ГОУ Педагогическая академия, квалификация – содержание и методика преподавания физики, астрономии, естествознания. Работаю в Видновской школе № 2 с 1993 года, с 1999 года в должности учителя физики.
Владею, и использую как традиционные методы обучения, так и современные педагогические технологии. Наиболее успешно применяю технологии: групповые, дифференцированные, сотрудничества, проблемного обучения. Учитывая специфику предмета, широко применяю новые информационные технологии, постоянно в своей работе использую возможности интерактивной доски. Грамотное использование технологий позволяет мне достичь 100% успеваемости и 74,5% качества знаний. Мои выпускники ежегодно выбирают физику как экзамен по выбору и успешно его сдают.
Формы и методы обучения выбираю в соответствии с целями, задачами обучения, педагогическими принципами и возрастными особенностями детей. Мною разработаны разноуровневые задания для учеников различных возрастных групп.
Активно пропагандирую основы естественнонаучных знаний. Мною был апробирован и успешно ведется в 5-6 классах ознакомительный курс «Естествознание», что позволяет закрепить интерес к предметам естественнонаучного цикла в том возрасте, когда любознательность у детей наиболее высока. Широко использую возможности наглядных пособий и внеурочных предметных мероприятий в среднем и старшем звене, чтобы закрепить познавательную активность детей, сформировать целостную картину об окружающем мире и его законах.
Являюсь участником профессиональных сообществ. С 2006 года - руководитель школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла. За это время для школы стали традиционными недели естественных наук, защита творческих проектов, проведение внеклассных мероприятий. В 2011 году совместно с общественной организацией Союз женщин Подмосковья я провела открытое внеклассное мероприятие «Безопасное электричество». С 2010 году возглавляю школьное научное общество учащихся «Искатели». Ежегодно НОУ «Искатели» представляет работы на участие в районной научно-практической конференции «Научное общество учащихся – первый шаг в науку», в 2012, 2013 годах отдельные работы были удостоены дипломами конференции. В 2012 году с обобщением опыта организации деятельности школьного научного общества учащихся выступила на районном круглом столе «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках естественнонаучного цикла». В ноябре 2012 года, на районном семинаре «Развитие личности школьника через многоаспектную адаптивную образовательную среду» члены НОУ «Искатели» рассказали о направлениях работы школьного научного общества и показали наиболее интересные последние разработки.
В рамках обмена накопленным опытом и оказании методической помощи в 2012 году приказом директора я была назначена педагогом-наставником бывшей своей выпускницы, а ныне учителя биологии Калининой Анастасии Михайловны.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает школьная действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Система работы с молодыми специалистами в школе должна всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Она должна воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Решить эту проблему можно только системно, где ключевое место занимает школьное наставничество.
Цель:
- создание условий для самореализации,
- приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности,
- закрепления молодых специалистов в коллективе.
Задачи:
- создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодого педагога,
- оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации
Совместная деятельность молодого педагога и меня как учителя-наставника начиналась с составления плана работы.
Свою работу с молодым специалистом я начала с изучения специальной литературы. В ходе «Часа общения» с Анастасией Михайловной выяснился уровень её теоретической подготовки, намерения и цели. Моя основная цель – оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
План работы
2012 – 2013 учебный год
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Отметка о выполнении
|
1
|
Час общения «Расскажи о себе»
|
сентябрь
|
выполнено
|
2
|
Знакомство с нормативно-правовыми документами
|
сентябрь
|
выполнено
|
3
|
Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса
|
август-сентябрь
|
выполнено
|
4
|
Консультирование по оформлению школьной документации
|
сентябрь, ноябрь, декабрь, май
|
выполнено
|
5
|
Консультации «Подготовка учителя к уроку».
|
в течение года
|
выполнено
|
6
|
Методическая помощь по подготовке планов уроков
|
в течение года
|
выполнено
|
7
|
Консультации «Анализ урока учителем после его проведения. Виды анализа». Цель: научить молодых специалистов проводить самоанализ урока
|
в течение года
|
выполнено
|
8
|
Посещение уроков наставника и анализ их структуры
|
в течение года
|
выполнено
|
9
|
Совместная подготовка выступления на ШМО «Развитие познавательной активности у учащихся разного уровня учебной мотивации»
|
октябрь-ноябрь
|
выполнено
|
10
|
Консультация «Структура урока изучения нового материала».
|
ноябрь
|
выполнено
|
11
|
Совместная подготовка недели естественных наук – «Естественные науки и здоровье человека»
|
декабрь - январь
|
выполнено
|
12
|
Сопровождение деятельности молодого специалиста по участию в III районной научно-практической конференции «Научное общество учащихся – первый шаг в науку»
|
январь - март
|
выполнено
|
13
|
Помощь в подготовке уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий
|
в течение года
|
выполнено
|
В сентябре был проведён инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов. Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса.
Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.
Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей химии, математики, анализ их структуры, выявление межпредметных связей – всё это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.
Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы.
Совместно было подготовлено выступление Анастасии Михайловны на ШМО «Развитие познавательной активности у учащихся разного уровня учебной мотивации».
В результате совместной работы наставник и молодой специалист приняли участие в Неделе естественных наук «Естественные науки и здоровье человека». В рамках этой недели был подготовлен и проведен совместный урок на котором учащиеся представили свои проектные работы: «Пищевые Е-добавки» и «Физика в медицине».
В ходе подготовки к уроку совместно с наставником были обсуждены основные идеи, постановка целей и задач урока, определены рациональные и эффективные формы и методы. Нам было приятно, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в нашей деятельности новое, интересное и полезное.
К очередной годовщине аварии на Чернобыльской АЭС был подготовлен и проведен урок "Радиация и окружающая среда" для 9-11 классов.
Целями этого интегрированного урока были:
- показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика;
- доказать необходимость защиты от излучения;
- проанализировать действие радиации на организм человека;
- изучить последствия взрыва Чернобыльской АЭС.
В мае 2013 года в нашей школе проходила VIII школьная научно-практическая конференция «История России в лицах». Мною как руководителем школьного научного общества был представлен отчет о работе НОУ «Искатели» за 2012-2013 учебный год. А так были представлены выступления учащихся со своими работами:
- Синица Анна, 8А класс «Русские ученые – физики и их открытия» (учитель О.И.Заворотько)
- Жукова Диана, 8Б класс «Вернадский Владимир Иванович» (учитель А.М. Калинина)
Результаты деятельности молодого специалиста.
Организация дополнительных занятий по биологии в 9-х и 11 классах с целью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
9 класс (занятия посещали 60% учеников, сдававших экзамен по биологии).
Экзамен сдавали 12 человек.
Сдали на «5» - 5 чел., 42% (1 ученик набрал максимальных 43 баллов).
Неуспевающих нет.
11 класс (занятия посещали 4 человека, 67% учеников сдававших экзамен по биологии).
Все ученики успешно сдали экзамен, максимальный балл – 91.
Из выпускников 11 класса 4 поступили в медицинские образовательные учреждения, 3 из них на бюджет.
Выпускники 9, 11-ых классов успешно сдали экзамен по биологии. Лучшими результатами стали в 9 классе 43 балла из 43 возможных. Максимальный балл в ЕГЭ по биологии 91, средний балл 76,8.
Выпускники Ольги Ивановны и Анастасии Михайловны этого года (10 человек из 26) выбрали специальности, связанные с естественными науками.
Григорян Лилит - 2 – е место во всероссийской олимпиаде школьников по биологии на муниципальном этапе.
Одним из ярких результатов работы учителя-наставника с молодым специалистом является участие в III районной научно-практической конференции школьников общеобразовательных учреждений ленинского муниципального района «Научное общество учащихся – первый шаг в науку» с работой ученика 11 класс Заворотько Андрея «Влияние физических нагрузок на работу сердечнососудистой системы». Андрей, рассказал ей о планах поступать в институт физической культуры и данная тема ему очень интересна.
Совместная работа моя и Анастасии Михайловны будет продолжена в этом учебном году. Наши учащиеся приняли активное участие в IV районном слете юных экологов.
Надеюсь, наши результаты будут не хуже предыдущих.
План работы
2013 – 2014 учебный год
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Отметка о выполнении
|
2
|
Знакомство с нормативно-правовыми документами
|
сентябрь
|
выполнено
|
|
Совместная подготовка учеников к участию в районном «Слете юных экологов»
|
сентябрь
|
выполнено
|
3
|
Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса
|
август-сентябрь
|
выполнено
|
4
|
Консультирование по оформлению школьной документации
|
сентябрь, ноябрь, декабрь, май
|
|
5
|
Консультации «Подготовка учителя к уроку».
|
в течение года
|
|
6
|
Методическая помощь по подготовке планов уроков
|
в течение года
|
|
7
|
Консультация «Анализ урока учителем после его проведения. Виды анализа». Цель: научить молодых специалистов проводить самоанализ урока
|
октябрь
|
|
8
|
Посещение уроков наставника и анализ их структуры
|
в течение года
|
|
9
|
Консультация «Структура урока изучения нового материала».
|
ноябрь
|
|
10
|
Практическое занятие «Конструирование и защита конспекта урока изучения нового материала»
|
ноябрь
|
|
11
|
Совместная подготовка недели естественных наук – «Экология нашего края»
|
декабрь - январь
|
|
12
|
Сопровождение деятельности молодого специалиста по участию в общешкольном проекте
|
январь - март
|
|
13
|
Помощь в подготовке уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий
|
в течение года
|
|
|